Самостоятельный ремонт электрических чайников, причины неполадок

Чайники

Из всех видов бытовой техники электрические чайники чаще всего подвергаются поломкам, что обусловлено их интенсивной эксплуатацией и низким качеством используемой для кипячения воды. Неисправность может проявляться по-разному: прибор не выключается самостоятельно или, наоборот, отключается раньше времени, кнопка питания западает, жидкость не нагревается до нужной температуры. При незначительных поломках ремонт чайников электрических возможен своими силами, но иногда решить проблему без помощи сервисного центра невозможно. В любом случае понадобится предварительная диагностика техники, позволяющая определить причину неполадки и подобрать подходящие варианты ее устранения.

Принцип работы

Устройство электрического чайника — стандартное. Внутри съемного корпуса размещаются ТЭН с мощностью до 2 кВт, колба объемом 2–3 л и термостат. Подключение к электрической сети обеспечивает подставка с гибким шнуром. Разница между отдельными моделями проявляется в типе нагревательного элемента — спирали из нержавеющей стали или закрытого диска, а также месте расположения выключателя (внизу или вверху ручки).

Электрическая схема чайников работает по единому принципу:

  • сетевое напряжение подается на контакты подставки при включении шнура в розетку;
  • подпружиненные контакты подставки после установки на нее чайника замыкаются с электродами корпуса;
  • после включения кнопки питания напряжение подается на дисковый или спиральный ТЭН в чайнике с проходом через элементы термозащиты;
  • биметаллическая пластина замыкает цепь вплоть до момента получения сигнала от датчика пара.

Дополнительный элемент тепловой защиты является необязательным и отсутствует у ряда моделей. Он вводится в схему для выключения устройства при рисках перегрева и срабатывает только при отсутствии воды в приборе. В рабочем режиме у чайника должна гореть подсветка, в выключенном состоянии все контакты, кроме подпружиненных на подставке, размыкаются.

Электрический чайник не включается при отсутствии соединения на любом из перечисленных участков: неплотное примыкание шнура или подставки, размыкание контактов при попытке нагрева пустого прибора. В таких случаях подсветка не горит, но само устройство может быть контактным. Если чайник не работает после исключения этих причин, устройство нуждается в диагностике — разборке и последовательной прозвонке отдельных элементов электропроводов.

Диагностика неисправностей

Потребность в прозванивании возникает при поломке любого узла электросхемы (устройство не включается, причины неизвестны, при этом банальные ошибки типа неработающей розетки или неплотной установки устранены). Работы проводятся с помощью специального прибора — мультиметра, а также отверток, подбираемых по типу саморезов, и острого ножа с плоскогубцами или пассатижами. При этом последовательно проверяются следующие моменты:

  1. Работоспособность гибкого шнура и контактов подставки. Починить сгоревшую подставку без соответствующего опыта сложно, а ее поломки видны невооруженным глазом, но для экономии времени прозвонку контактной группы проводят всегда. Один конец тестера на этом этапе прикладывают к вилке, второй — к пружинистым контактам (чаще всего они находятся в центре). Обнаруженные неисправности, такие как сгоревший или недостаточно толстый шнур, нагар на поверхности латунного контакта, по возможности устраняют, после чего группу прозванивают повторно. При отсутствии проблем на всех трех линиях (2 токоведущих и земля) ремонт электрических чайников усложняется, корпус приходится разбирать.
  2. Работоспособность клемм разводов питания ТЭНа у основания корпуса. На этом этапе нужно разобрать чайник, как указано в инструкции, и по очереди проверить контакты внешнего и внутреннего медного кольца. При отсутствии прозвона колодка питания полностью разбирается с целью удаления нагара, собирается и проверяется заново.
  3. Работоспособность кнопки включения. Один щуп тестера прикасается к контакту провода, подающего ток на кнопку, второй — к проводу питания ТЭНа. Кнопка проверяется в выключенном и рабочем состоянии, при отсутствии звукового сигнала об исправности во втором случае она нуждается в ремонте или замене (при необходимости запитывают чайник напрямую).
  4. Работоспособность ТЭНа. Один щуп направляется на контакт питания, второй — на точку соединения с проводом от кнопки включения. При разрыве цепи нужно заменить ТЭН на новый, что не всегда возможно.

Помимо проверки цепи с помощью мультиметра, проводится оценка фактического сопротивления ТЭНа. Для выполнения этой операции достаточно снять днище чайника, включить тестер в режим измерения и направить его щупы на выходные клеммы. При существенном отклонении от расчетной или заявленной производителем величины ТЭН нуждается в очистке или замене.

Проверить работоспособность гибкого шнура и контактов подставки
Проверить контакты внешнего и внутреннего медного кольца
Посмотреть, работает ли кнопка включения
Провести диагностику работы ТЭНа

Как разобрать

Этот этап считается сложным, у приборов разных производителей может отличаться расположение защелок, удерживающих ручку, быть предусмотрен свой способ снятия крышки чайника, открытое или скрытое расположение крепежных винтов. Во избежание ошибок, перед тем как разбирать электрические чайники конкретной модификации, следует тщательно изучить процесс. Некоторые производители прописывают данную информацию в инструкции. Общий порядок разборки включает 2 основных этапа:

  1. Снятие днища путем откручивания открытых саморезов. Такая конструкция характерна для чайников старого исполнения или крепежей, закрываемых декоративными заглушками. Дно снимается простым движением либо после отжатия фиксаторов-зубьев с помощью плоской отвертки. Аналогичным образом при необходимости снимается крышка подставки.
  2. Демонтаж выключателя. Ремонт чайников на этом этапе требует внимания и терпения. Функциональная кнопка может располагаться как в верхней, так и в нижней части ручки. Для доступа к этому элементу аккуратно снимают хрупкие пластиковые накладки и выворачивают внутренние винты, в отличие от днища — практически незаметные. При ремонте чайников «Браун» и аналогичных моделей с ручками из двух частей защелки отщелкивают по шву, у ряда современных приборов вместе с ручкой снимется верхняя часть корпуса.

Ремонт чайников старого типа не требует полной разборки устройства, ТЭНы и элементы термозащиты открываются после удаления нескольких винтов. Модели с выключателем в верхней части ручки придется демонтировать полностью.

Варианты проблем и способы их устранения

Возможные причины неполадок и способы их устранения приведены ниже:

Тип неполадки

Возможная причина

Что и как сделать в домашних условиях

Чайник перестал включаться

Поломка кнопки включения

Клеммы кнопки нужно очистить от нагара или окисла, а саму деталь поменять на новую

— 

Перегорание контактной группы

Замена вилки, зачистка и загибание контактов

Чайник не греет воду, работает медленно или отключается раньше срока

Отложение накипи на ТЭНе или его перегорание

Очистка/замена ТЭНа

Чайник с кипящей водой долго не отключается

Поломка крышки корпуса, терморегулятора, забивка каналов для пропуска пара

Прочистка каналов, замена или ремонт электрического термостата

Из чайника течет вода

Протечка корпуса

Попытка замены уплотнительных элементов

Не подлежат ремонту такие дефекты, как трещины на корпусе или колбе, сложная поломка крышки, перегорание закрытых ТЭНов. В большинстве случаев именно эти причины списания указывают акты экспертов при обращении в сервисные центры. При обнаружении таких поломок по истечении срока действия гарантии не стоит ломать голову над тем, как починить чайник, устройство проще заменить новым.

Чайник не выключается

Ремонт чайников в таких случаях начинается с проверки плотности примыкания крышки и прочистки отверстия подачи пара на датчик отключения терморегулятора. У интенсивно работающей техники такие каналы могут забиваться накипью, удаляемой с помощью иглы или лимонной кислоты. При нормальной работе крышки и каналов разбираем и ремонтируем термостат. Поврежденная или сильно изношенная биметаллическая пластина требует замены на новую.

Проверить плотность примыкания крышки и прочистить отверстия подачи пара на датчик отключения терморегулятора
Разобрать и отремонтировать термостат

Отключается раньше времени

Основной причиной такой неполадки является накипь. Отправлять на списание прибор не нужно. Для очистки нагревательного элемента используются народные средства, например, уксус, лимонная кислота, сода, заливаемые в концентрированном или разбавленном виде на ночь или доводимые до кипения вместе с жидкостью. Поможет справиться с проблемой и современная бытовая химия, например, жидкие средства Heitmann «Антинакипин», HG для удаления накипи, таблетки для чайника Frau Schmidt или Filtero. При необходимости процедуру повторяют несколько раз, пока устройство не перестанет преждевременно отключаться.

Эффект от очистки ТЭНа у чайника будет кратковременным, если продолжать кипятить в нем воду с высоким содержанием солей. При таких условиях эксплуатации риск поломки электроприбора существенно увеличивается, а покрытый накипью нагревательный элемент может полностью перестать работать.

Плохо нагревается вода

Сложный ремонт чайников в таких случаях не требуется, плохой или медленный нагрев воды чаще всего объясняется отложением накипи на поверхности ТЭНа. Ее удаление проводят с помощью вышеперечисленных домашних или химических средств, чистку повторяют до полного устранения отложений. При отсутствии накипи плохой нагрев воды может объясняться скачками напряжения, выгоранием контактов или поломкой ТЭНа.

Ускорить ремонт чайников и процесс очистки контактов помогают специализированные средства («Асидол» и его аналоги). При их отсутствии латунный, медный или бронзовый контакт зачищают обычным нашатырным спиртом.

При отсутствии накипи плохой нагрев воды может быть вызван выгоранием контактов или поломкой ТЭНа

Перегорание ТЭНа

Отремонтировать чайник с дисковым нагревателем закрытого типа в таких случаях невозможно. Дисковые элементы являются одним целым с днищем и просто отсутствуют в продаже. Открытые нагревательные элементы меняются по простой схеме:

  • вышедший из строя ТЭН снимается после демонтажа крепежей;
  • вместо него устанавливается новая деталь;
  • все элементы возвращаются на место.

Исключить ошибки и понять, почему не работает прибор, помогает прозвонка контактов.

Отремонтировать чайник с дисковым нагревателем невозможно
Открытый нагревательный элемент можно заменить

Не фиксируется кнопка

Причиной подобной поломки электрического чайника чаще всего является выпадение какого-либо фиксирующего элемента. Ремонт кнопки в таких случаях начинается с разбора ручки, снятия крепежей и внимательного осмотра детали. Целый элемент просто возвращается на место, если же кнопка сломалась (фиксатор поврежден, деталь оплавлена по краям или изнутри), она меняется на новую. В идеале на чайник устанавливается «родная» кнопка, но ее не всегда можно найти в продаже. При использовании неоригинальной детали обращают внимание на соответствие длины крепежей или диаметра отверстий для их закрутки.

Внимательно осмотреть деталь
В случае поломки кнопку можно заменить

Правила гарантии

Пользователи часто задаются вопросами, что делать при обнаружении поломки после покупки техники, как отремонтировать чайник по гарантии. Стоит сразу отметить, что возврату, обмену или гарантийному ремонту подлежат лишь приборы с выявленным производственным браком или поломками, возникшими по вине производителя. При обнаружении неисправности в течение 10 рабочих дней устройство можно вернуть. В таких случаях пользователь с паспортом, гарантийным талоном и чеком обращается в магазин, пишет заявление на возврат, забирает его утвержденную копию и ждет денег в течение 10 дней.

Гарантийные обязательства будут иметь место, если чайник сломался в период их действия, и произошло это не по вине пользователя, — прибор не подвергался температурным, ударным и механическим воздействиям, не погружался в воду, а что особенно важно — не разбирался своими силами. В этом случае покупатель заполняет заявление, где указывает возникшую неисправность или выявленный дефект, предоставляет гарантийный талон, оригинальную упаковку и чек.

В момент передачи чайника не в обычную мастерскую, а в сервис составляется акт оценки внешнего вида изделия и определяются возможности его гарантийного ремонта. Экспертизу проводит третья сторона, владельцу техники следует настаивать на личном присутствии на ней. Сроки гарантийного ремонта зависят от сложности и типа поломки, но не превышают 45 дней. В течение этого периода допускается временная замена чайника на модель с аналогичными свойствами. По истечении 45 дней покупатель должен получить отремонтированный чайник, вне зависимости от сложности поломки и наличия/отсутствия необходимых для починки деталей. При отказе торговой марки от гарантийного ремонта или его некачественном выполнении покупатель имеет право на обращение в суд и Роспотребнадзор.

Приведенный алгоритм будет работать только в случае приобретения электрических чайников у официальных дилеров, например, таких как «Тефаль», «Браун», «Скарлет», «Витек» и других востребованных брендов. При отсутствии талона или предварительном ремонте техники в неаккредитованном сервисном центре, не говоря уже о попытках разборки электрочайника своими руками, обязательства производителя не действуют, изделие снимается с гарантийного обслуживания.

Видео

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделится с друзьями
О посуде от экспертов
Добавить комментарий

Adblock
detector
Подтверди что ты человек